Учиться на психолога - тот еще квест.
Наша образовательная среда построена таким образом, что абсолютно любой желающий может получить образование в этой сфере. Никто не просит у тебя справку от психиатра, практически никто не устраивает собеседований. В лучшем случае, но это тоже бывает редко, могут предложить написать эссе или мотивационное письмо.
А еще, никто, заметив какие-либо странности поведения, не развернет человека, отдав ему деньги и не откажет ему в возможности прохождения обучения.
Не везде для повышения квалификации требуют базовое психологическое образование или переподготовку, хотя казалось бы, если их нет, что тут можно повышать?
И вот, в итоге, собираются группы очень разных людей, с разными своими особенностями и разным опытом, иногда с его отсутствием даже в качестве клиента терапевтического процесса, и эти люди начинают отрабатывать практики…
Чаше всего, когда ты в этом процессе выступаешь в роли клиента, тебе не стоит брать что-то болезненное и не проработанное, но это все же должна быть твоя история, сопряженная с каким-то количеством боли.
Ты несешь эту историю в тройку (так называется группа для отработки техники, один выступает в качестве терапевта, другой - клиента, а третий - наблюдателя) и человек, к примеру, с полным отсутствием понимания, как выстраивается терапия, начинает терапевтировать…
Иногда это может быть похоже на тыканье в "клиента" палочкой, на поток неуместных вопросов в некорректной форме, авось на что-то откликнется… Иногда примешивается что-то доминирующее и даже виктимизирующее, "клиент" вдруг оказывается в позиции, в которой должен оправдываться и топить за свою невиновность…
В случае, если все участники тройки обладают эмпатией, опытом и терапевтическими навыками, понимают что они делают - этот процесс может быть бережным и даже полезным, но так бывает достаточно редко.
И вот ты учишься на курсе, где на каждом занятии тебя закидывают в тройку с новыми и новыми людьми, ты стараешься это принимать, выдерживать, но ты бесконечно истощаешься из-за сопротивления тотальному непрофессионализму и отсутствию достаточного контроля со стороны преподавателей…
Нужно быть счастливым обладателем стабильной нервной системы, чтобы это выдерживать, а еще очень важно иметь понимание, что есть норма, а что ею категорически не является, только так можно выходить из этого опыта с минимальными потерями.
Многие мои коллеги приходят к тому, что отказываются от участия в хороших и интересных курсах из-за необходимости проходить тройки.
В них, конечно, есть и польза, если ты находишься в роли терапевта, ты можешь получить большой опыт взаимодействия с различными людьми, но потом наступает момент, когда опыта уже достаточно, а за новый ты платишь тем, что становишься подопытным кроликом, в которого тычут палочкой люди, к терапии имеющие очень опосредованное отношение..
И вот тогда приходит состояние: «спасибо, не надо».
Недавно я первый раз за все время своего обучения прервала тройку, я была наблюдателем и не выдержала лицезрения полнейшего непрофессионализма… Я смотрела на сессию и видела пример того, о чем я вам здесь пишу, в постах, о недопустимом поведении психологов.
И я не смогла забить, выключить звук, а позже просто сказать, что все было нормально, тогда это была бы не я и все мои слова в этом блоге ничего бы не стоили.
Я, как клиент, знаю цену непрофессионализма терапевта, живы еще воспоминания, как себя собираешь после такой «терапии», поэтому мне сложно закрывать глаза на недопустимые вещи.
Работа с людьми - это ответственность в первую очередь, ты обязан учиться, ты обязан совершенствоваться, обязан быть бережным, валидировать чувства клиента.
Да, ты можешь не быть богом интерпретаций и наверное, если ты только начинаешь свой путь, простительно быть недостаточно эффективным, но совершенно точно недопустимо вредить клиентам и не важно, это твои реальные клиенты или "клиенты" в тройках.