Закон для психологов и нерешенные проблемы

Хочу затронуть сегодня непростую тему… и думаю мои слова многим не понравятся… но, честно говоря, не могу промолчать.

 

Сейчас опять пошла активная работа по созданию и принятию закона, контролирующего работу психологов. Это влечет за собой немало сложностей для нынешних специалистов, но все они, в целом, преодолимы.

 

➕Для клиентов во всей этой истории есть неоспоримые плюсы - шанс, что они попадут к лже-психологу без образования сводится к минимуму, плюс работать смогут только люди без расстройств личности.
➖Но есть и минус - скорее всего психологические услуги подорожают.

 

Как бы то ни было, это все равно не решит полностью проблему с профнепригодными специалистами, потому что создатели закона не понимают сути этой проблемы и хорошее образование с последующей трехгодичной отработкой в найме, о которой говорится в новом проекте закона, не смогут глобально улучшить ситуацию.

 

Главная проблема в том, что учиться на психологов и в университеты, и в учебные центры, которые занимаются профессиональной подготовкой, как правило, берут всех подряд без предварительного отбора.

 

Я всего два раза видела, чтобы на обучение допускали после собеседования - первый раз в ВЕИП, где при поступлении в магистратуру, помимо теста и задач, нужно было написать эссе, а потом защитить его; второй раз - у нас в МИП на курсе по клиент-центрированному подходу: преподаватель проводил с каждый потенциальным учеником часовое собеседование, на котором спрашивал не только об образовании, но и о каких-то мировоззренческих вещах и только после прохождения этого собеседования допускал до своего курса.

 

Как правило, в других местах, даже очень хороших - не так. Это приводит к тому, что на обучение попадают люди совершенно непригодные для профессии, люди с серьезными коммуникативными проблемами, с отсутствием эмоционального интеллекта, с явным нарциссическим расстройством (их в сферу психологии так и тянет) или с огромными личностными сложностями, которые они не торопятся прорабатывать в личной терапии. 

 

В итоге, эти люди тратят очень большие деньги на получение образования, но, как правило, не могут потом построить успешную практику, клиенты к ним либо не идут вообще, либо все заканчивается одной сессией. И самое поразительное, что часто они даже не понимают, что не так, потому что во время обучения им об этом просто никто не говорит.

 

И тут мы подходим ко второй серьезной проблеме в психологическом образовании: учебные заведения нацелены на получение прибыли и на минимизацию проблем.

 

Я ни разу не видела, чтобы кого-то развернули из-за профнепригодности и более того, практически нигде не дают адекватной обратной связи. Преподаватель может заходить в интерактивные комнаты для практики, отвечать на вопросы учащихся, но практически никогда не прерывает учебную сессию, даже видя, что происходит что-то плохое, не дает адекватную обратную связь. Учить людей по настоящему - большая морока, ты непременно столкнешься с негативом и непринятием твоей оценки, поэтому преподаватели предпочитают просто игнорировать проблемы. На большинстве моих обучений никто даже не заходит в учебные комнаты, а там бывает происходят очень травмирующие вещи.

 

Все это приводит к тому, что человек, закончивший даже серьезное обучение, такое как магистратура или многолетняя переподготовка, не всегда имеет представление о своих перспективах и возможностях в профессии.

 

Чтобы подобное не происходило, достаточно проводить полноценное собеседование при поступлении на психологические курсы или на высшее образование, отказывая в обучении тем, кто его не пройдёт, правда в этом случае учебные центры и университеты будут серьезно терять в деньгах, поэтому едва ли такая мера будет принята.

 

Еще одно важное условие, которое должны выполнять специалисты - это регулярное посещение супервизий и личной терапии, это должно контролироваться ассоциациями (сейчас это не везде так).
Чтобы клиент, видя, что психолог является членом ассоциации, не беспокоился по этому поводу и ему не нужно было проверять это самостоятельно.

 

Даже самый прекрасный и талантливый специалист может скатиться в мракобесие, не соблюдая эти пункты профстандарта.

 

Я очень надеюсь, что наступят времена, когда в нашей сфере наступит порядок. Очевидно, что закон, который сейчас хотят принять, не совершенен, но это лучше, чем полное беззаконие.

 

То, что сейчас происходит в сфере психологического образования, лично меня удручает, но я стараюсь относиться к этому, как к опыту и, возможно, когда-нибудь приду к созданию учебного центра, работающего по совершенно иным стандартам, выпускающим исключительно пригодных для профессии специалистов.

Пока это только в мыслях, но честно скажу, это все больше приобретает черты цели.