Про открытую конфронтацию мы поговорили, а что если обидные и неприятные слова облачают в форму шутки? Как тогда реагировать?
Первое и оптимальное в любой ситуации - сделать небольшую паузу, буквально в пару секунд, чтобы оценить обстановку и понять, правда ли человек хотел вас обидеть или же просто не подумал, что слова его могут иметь неприятный подтекст.
Очень важно доверять своему восприятию. Некоторые «шутники» весьма филигранны и только по внутренним ощущениям можно определить, что цель высказанных слов была действительно в том, чтобы задеть Вас.
Если собеседник сказал колкость не подумав - можно смело игнорировать, если же умысел был, тут есть несколько вариантов действий.
В идеале нужно ответить спокойно и с иронией, но не всегда подходящие слова приходят вовремя, особенно если услышанное вас задело. Поэтому наиболее простой и действенный вариант перевести разговор в открытый формат, правда работает он лучше всего, если беседа происходит один на один. Можно сказать:
"Я вижу, что ты пытался задеть меня. Хотелось бы знать почему".
Обычно любители «искрометно» пошутить очень не любят открытых конфронтаций, начинают теряться. Вы же можете продолжить общение по схеме, о которой я писала в прошлый раз и четко обозначить свои границы.
Если вы находитесь в большой компании, разбор полетов может выглядеть как слабость, а оппонент будет обороняться гораздо ожесточеннее, поэтому либо нужно прибегнуть к иронии, если в этом вы сильны и подбор колкости вам дается легко, либо промолчать. Главное не показать, что его слова вас задели и не вымучивать из себя реакцию, вам не свойственную.
Отдельно хочется сказать несколько слов о ситуации, в которой на вашу естественную негативную реакцию на злобную шутку, человек обвиняет вас в излишней обидчивости. Это один из вариантов газлайтинга, сначала вам пытаются внушить, что повод для обиды померещился, потом выставляют вас неадекватным человеком с необоснованными реакциями. Но фишка в том, что обида это абсолютно нормальная реакция на негативный выпад в ваш адрес. Здесь важно сказать собеседнику, что оскорбление не станет шуткой, в какую бы ироничную форму его не облачили. А если он не хочет, чтобы на него обижались, стоит аккуратнее подбирать слова.
Когда кто-то регулярно подкалывает вас - самое верное сократить с ним общение, нет смысла терпеть и надеяться, что человек изменится и даже если вы озвучите, что вам все это неприятно - перестанет пытаться вас задеть.
Некоторые люди выросли в настолько токсичной атмосфере, что подобная коммуникация кажется им обыденной, они просто не умеют по другому. А кто-то лелеет образ исключительности из-за своего сложного характера и считает, что это отличное оправдание для токсичного поведения. Не важно, что движет этими людьми. Главное - вам с ними не по пути.
Если же вы сами регулярно сталкиваетесь с непониманием и обидами на ваши шутки, но при этом на самом деле не стремитесь эту обиду нанести - скорее всего у вас есть определенные сложности с эмпатией, поэтому вам тяжело спрогнозировать реакцию на ваши слова. Хорошая новость в том, что это не приговор, эмпатию можно развить и усилить. О том, как это сделать, я обязательно напишу пос