Советы на стоп!

Как мы ведем себя, когда друзья и родные делятся с нами своими переживаниями? Скорее всего пытаемся успокоить и помочь советом или делом. Конечно, ситуации бывают разные и иногда это оправдано, но чаще такая реакция может приводить к нежелательным последствиям.

Почему же мы так поступаем?

 

Стремление успокоить основано как на предположении, что человеку тяжело проживать и выдерживать свои эмоции, так и на собственном дискомфорте от них.

Желание дать совет, помочь, часто базируется на уверенности, что к вам обратились именно за этим. Иногда человек может даже прямо  это запрашивать. Испытывая соблазн начать советовать, надо не забывать о том, что:

 

📌мы не владеем всей информацией, а лишь той ее частью, которую человек сам нам предоставил. Велик риск сделать неправильные выводы, а значит и дать ошибочный совет.

📌Давая совет мы словно становимся на позицию выше, как будто лучше знаем, как человеку жить, это может пагубно отразиться на отношениях. 

📌Советуя мы берем на себя ответственность за результат. Если что-то пойдет не так, виноватыми окажемся мы, но в люблю случае, человек не вынесет из ситуации для себя опыта. 

📌Человеку возможно просто нужно, чтобы его выслушали, поэтому любые советы он будет отвергать, а вы можете из-за этого  чувствовать себя некомфортно. 

 

Но как же вести себя в ситуации, когда собеседник нуждается в нас?

 

У психологов есть ответ на этот вопрос - валидация!

 

Валидация - это признание, что чувства человека реальные, оправданные и значимые! Что он имеет на них право и это нормально в подобных обстоятельствах их испытывать! Валидируя собеседника мы не игнорируем его чувства, мы не пытаемся их по быстрому задвинуть, потому что нам не комфортно от их проявления, нет, мы показываем что его внутренний мир важен и заслуживает внимания. Это может быть особенно ценно для людей, которые в прошлом сталкивались с отвержением, игнорированием или недооцениванием своих чувств.

Валидация не означает автоматического согласия с собеседником или одобрения его поведения. Скорее, это признание того, что его эмоциональные реакции имеют собственную логику и основания, исходя из его уникальных жизненных обстоятельств и опыта. 

 

Как же правильно валидировать чувства человека? 

🔹Необходимо слушать и слышать собеседника

🔹Признать, что то, что он чувствует - это логично и нормально

🔹Поддержать его не давая оценки и советов, если на это не было запроса, а даже если был, стараться быть аккуратнее в формулировках

 

Валидация - очень важная часть психотерапевтического процесса. Психолог делает все то же самое, но идет дальше, он помогает клиенту исследовать его чувства более глубоко, задавая вопросы, которые стимулируют рефлексию и понимание своих переживаний.

Через валидацию психолог помогает клиенту осознать, что его чувства являются нормальной частью человеческого опыта, что может значительно снизить стигму и самокритику. Это также способствует развитию более здорового и гармоничного отношения к своим эмоциям, что является важным аспектом психического здоровья!