Сегодня я хочу поделиться с Вами моим видением относительно публикации отзывов.
Это очень непростой вопрос и, возможно, не для всех очевидный, но мой взгляд на него сформировался еще со времен, когда в терапии я была только в позиции клиента и сама столкнулась со всеми минусами в этом вопросе.
➖ Первый минус - конфиденциальность.
Если речь не идет об агрегаторе, где оставить свои впечатления о консультации площадка просит автоматически, - психолог предлагает клиенту написать обратную связь в виде сообщения, обрезает имя, аватарку и публикует на своих ресурсах в таком виде. Кажется, что все учтено, конфиденциальность соблюдена, но к сожалению это не так. Часто бывает, что даже в таком виде, описанных моментов достаточно, чтобы кто-то из окружения клиента, например знающий, что он обратился именно к этому специалисту, по отзыву понял, кому он принадлежит.
Самые частые проблемы с этим происходят из-за алгоритмов Вконтакте. Если клиент подписан на страничку психолога и периодически там что-то лайкает, его друзья видят в «предложках» посты этого специалиста, и это увеличивает риск, что им на глаза может попасться скрин отзыва.
➖Вторая сложность с запросом отзывов находится в плоскости взаимоотношения с клиентом.
При всех знаниях и применяемых техниках, огромную роль в процессе работы играет терапевтический альянс. Это отношения, которые устанавливаются между клиентом и терапевтом, в которых есть не только валидация, но и доверие.
Часто на установление таких отношений уходит много времени. Весь терапевтический процесс фокусируется на интересах и нуждах клиента. Это такой поток в одну сторону и это очень важно. Когда психолог просит клиента оставить отзыв - он пользуется уязвимостью клиента.
Клиент, чувствующий позитивные изменения в процессе работы может испытывать к терапевту достаточно сильные эмоции и согласится написать этот отзыв из долженствования перед ним. Вполне возможно в отзыве все будет объективно, но по факту терапевт использует обратную связь для своего продвижения, а значит это уже не односторонний поток, это нарушает баланс и не идет на пользу терапии. Позже, увидев опубликованный отзыв, клиент может ощутить свою уязвимость - это может откатить весь прогресс терапии к начальному состоянию.
➖Третье: субъективность отзыва.
Помимо этого в отзывах много субъективного: допустим, вашему знакомому очень понравился специалист и он предложил вам к нему обратиться. Гарантирует ли это, что специалист вам понравится и терапия пройдёт успешно? Не факт. Все люди разные, у все свои потребности и свой комфортный формат взаимодействия. Те же подходы могут быть эффективными с одними клиентами и совершенно не работать с другими. Для кого-то важна структурированность и протоколы, как в КПТ (когнитивно-поведенческая терапия) , но есть и те, кто будет чувствовать себя загнанными в усреднение рамки, при попытке провести их по этим протоколам.
➖Четвертое: решение о публикации останется за специалистом.
Еще один важный момент по поводу отзывов, если речь идет не об агрегаторах, где все автоматизировано и ничего удалить нельзя, психолог сам решает, что публиковать - очень сомнительно, что кто-то будет выкладывать о себе негативную обратную связь.
Однозначно надо опираться на собственные впечатления и опыт.
Бывает, что приходится обратиться к нескольким психологам, перед тем, как найдется тот, с которым будет по настоящему комфортно, а кому-то везет с первого раза.
Еще очень информативным может быть блог психолога. По его статьям можно определиться с терапевтической позицией специалиста, его отношением к важным вопросам и узнать больше о том, как проходит терапия, если психолог об этом пишет.
Для меня конфиденциальность и соблюдение этики максимально важны, поэтому я не прошу своих клиентов оставлять отзывы, в то же время я стараюсь создать в этом пространстве прозрачную среду, чтобы каждый человек, мог найти для себя нужную информацию, раскрывающую меня, как специалиста и как личность.