На прошлой неделе я была на вебинаре Хелен Деллуччи - EMDR-терапевта из Швейцарии, посвященном работе с довербальной травмой.
В своей практике я очень часто сталкиваюсь с травматическим опытом клиентов, уходящим корнями в детство. Когда этот опыт осознаваем - это становится пространством для терапии, тем, над чем можно и нужно работать.
Но бывает и так, что клиент ощущает на себе последствия травмы, но не может понять, когда она произошла, в его памяти нет воспоминаний, объясняющих эти последствия. 💬
Иногда это может быть связано с диссоциативной амнезией или с тем, что травматические события произошли в довербальный период. Сама Деллуччи относит к нему время от зачатия до трех лет, но в научном сообществе все же очень скептически относятся к тому, что ребенок в утробе матери может получить психологическую травму, и я разделяю эту точку зрения. Поэтому далее под "довербальным периодом" я буду подразумевать время от рождения до трех лет.
Обычно то, что происходит с нами в первые три года не запоминается, либо остается в сознании какими-то размытыми образами. В этот период у ребёнка формируется привязанность и то, как он его пройдет оказывает влияние на всю жизнь.
Какие травмирующийся события могут повлиять на него в эти годы:
▸ депрессия матери, ее нежелание заниматься малышом,
▸ вынужденная сепарация из-за разлучения с родителями даже на недолгий срок( сюда можно отнести госпитализацию без матери и помещение в детский дом),
▸ наличие насилия со стороны родственников,
▸ меры воспитания, включающие игнорирование плача и потребностей малыша.
Когда случается событие, вызывающее у ребёнка сильный стресс, он переходит в состояние гипервозбужения, которое в свою очередь вызывает панику. Ребенок, особенно совсем маленький, не умеющий даже переворачиваться, не может с этим справиться самостоятельно, и проживание стресса создает травматические нейронные сети. Если же мама находится рядом и способна помочь ребёнку, он в состоянии справиться и пережить даже очень серьезный стресс.
Взрослый человек, имеющий травмирующий опыт в довербальном периоде не обречен на то, чтобы проживать свою жизнь с его последствиями.
EMDR-терапия дает возможность переработать его. Но как понять, на чем сфокусироваться, что именно взять за мишень, в ситуации, когда нет воспоминаний? Если человек осведомлен о каких-то сложностях, происходящих в жизни его семьи в эти годы, либо в его семье насилие присутствовало всегда - это можно сделать предметом переработки. Но даже если ничего нет, можно сконцентрироваться на самых ранних образах и воспоминаниях и через них получить доступ к нужному периоду!
Но одной EMDR-терапии может быть недостаточно. Чаще всего проблема тяжелого довербального опыта кроется не только в травматических нейронных сетях, но и в отсутствии навыков справляться со стрессом, отсутствии научения в важных жизненных сферах. И это очень интересный момент.
Если родители не были вовлеченными во взаимодействие со своим малышом - нужные навыки не сформируются. Часто мы можем наблюдать это по людям, активно заботящимся об окружающих, но напрочь игнорирующим свое состояние и потребности.
В таких ситуациях нужные навыки может дать терапия. Психолог помогает клиенту определить свои ценности, выявить потребности, неудовлетворение которых оказывает пагубное влияние на его жизнь, а так же помогает обрести научение эмоциональной регуляции.
Если вы знаете, что в вашем раннем детстве присутствовали травмирующие события, помните - вы не обязаны всю свою жизнь справляться с последствиями!
Я буду рада помочь вам по настоящему оставить этот опыт в прошлом с помощью EMDR-терапии! Пишите!