Сама виновата? . .
Сегодня речь в моем блоге пойдет о виктимблейминге. Явление это старо как мир, но само слово вошло в наш обиход не так давно.
Виктимблейминг – это процесс, в ходе которого ответственность за травмирующие события, такие как насилие или преследование, перекладывается на самих пострадавших.
Это удваивает их боль, приводя к чувству вины и стыда, которые являются чуждыми жертве и никогда не должны быть ее бременем.
Виктимблейминг нужен людям для того, чтобы справляться с экзистенциальным хаосом.
Если допустить, что есть какие-то правила, которые были нарушены, какие-то причины, из-за которых с жертвой произошла беда, возникает иллюзия, что учитывая их и не «совершая тех же ошибок», можно уберечь себя от подобной участи. В то же время принять факт отсутствия закономерностей и первопричин может быть совершенно невыносимым.
Когда общество или отдельные люди транслируют идеи об ответственности жертвы за случившееся, они фактически поддерживают условия, позволяющие продолжать насилие.
Получается, что если человек пошел туда, куда не стоит ходить или допустим оделся так, как одеваться не нужно было - насилие по отношению к нему оправдано? Говорить о подобном легко, когда ты сам никогда не находился в роли жертвы.
Но самое страшное заключается в том, что и сами жертвы очень часто винят себя, особенно дети. Им тоже нужны эти закономерности, им нужно понять, в чем именно они были виноваты, как именно спровоцировали насилие в свой адрес, ведь осознав это, можно изменить свое поведение, а значит больше не сталкиваться с жестокостью в свой адрес.
Виновен в преступлении только преступник. Все. Никаких «но» и никаких уточнений.
Вся ответственность лежит исключительно на преступнике.
Если мы допустим, что, например, в случае сексуализированных преступлений, жертва хоть как-то и чем-то спровоцировала преступника, мы разделяем ответственность за содеянное между ними, тем самым размывая вину последнего. Тогда, получается, преступник становится и сам жертвой неправильно истолкованных сигналов.
В этом случае, возникает закономерный вопрос, почему одни люди, считывая эти сигналы воздерживались от сексуализированных преступлений, а другие нет?
➖Ответ прост - все дело в самом преступнике: в его самоконтроле, в отсутствии эмпатии, в его прошлом опыте, в психических расстройствах. Причины могут быть разнообразны, но главное только то, что все они внутри преступника, в его голове. А, значит, поведение жертвы в этой конструкции не имеет значения.
Если вы сталкиваетесь с постулированием обратной точки зрения и пропагандированием виктимблейминга на уровне психологической системы, задумайтесь над личностью автора таких идей! Возможно, это его деструктивный способ справиться со своим травмирующим опытом или, быть может, попытка узаконить «внутренних демонов».
Никто не заслуживает жестокого обращения, так же, как и никто не имеет право объективизировать других людей. Нет таких причин, которые бы оправдывали насилие.
Пока общество набрасывается на жертв, настоящие преступники имеют надежду найти поддержку и уйти от ответственности.